Открытие судоходства по Мариинской водной системе
21 июля 1810 года состоялось официальное открытие движения по Мариинской системе
Мариинская водная система - искусственный водный путь, соединявший бассейн Волги с Балтийским морем, была задумана Петром I. 21 июля 1810 года состоялось официальное открытие судоходства по Мариинской водной системе. Расходы на строительство (вместе с содержанием чинов при нём) - 2 млн. 701 тыс. руб.
Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу.
Строительные работы по сооружению крупнейшего канала, протяжённостью свыше 1125 км, начались только в 1799 году, в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняли 11 лет. Строительство водной системы постоянно переустраивалось и усовершенствовалось, перекопы в излучинах рек сокращали протяжённость пути. Часть денег на строительство выделила императрица Мария, супруга императора Павла I, из средств отпускаемых казной на благотворительные цели и сиротские дома, над которыми она шефствовала.
20 января 1799 года Павел подписал указ: "Повелели Мы, принимая сумму сию займообразно из оного места на подлежащих условиях, приобщить её к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным, а канал во изъявления признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским".
Для своего времени искусственная водная магистраль представляла собой выдающееся гидротехническое сооружение, созданное на целый век раньше Панамского канала. К моменту пуска на системе было возведено 30 деревянных шлюзов Время следования судов от Петербурга до Рыбинска равнялось 110 суткам.
Реконструированная в 1959-1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В.И. Ленина.