Этот день в истории

21.07.2025
Для выбора даты перетащите ползунок
или используйте клавиши навигации

Открытие судоходства по Мариинской водной системе

21 июля 1810 года состоялось официальное открытие движения по Мариинской системе

Мариинская водная система - искусственный водный путь, соединявший бассейн Волги с Балтийским морем, была задумана Петром I.  21 июля 1810 года состоялось официальное открытие судоходства по Мариинской водной системе. Расходы на строительство (вместе с содержанием чинов при нём) - 2 млн. 701 тыс. руб.
Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу.

Мариинская водная система 1898 год
Строительные работы по сооружению крупнейшего канала, протяжённостью свыше 1125 км, начались только в 1799 году, в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняли 11 лет. Строительство водной системы постоянно переустраивалось и усовершенствовалось, перекопы в излучинах рек сокращали протяжённость пути. Часть денег на строительство выделила императрица Мария, супруга императора Павла I, из средств отпускаемых казной на благотворительные цели и сиротские дома, над которыми она шефствовала.

Picture background
20 января 1799 года Павел подписал указ: "Повелели Мы, принимая сумму сию займообразно из оного места на подлежащих условиях, приобщить её к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным, а канал во изъявления признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским".

Picture background

Для своего времени искусственная водная магистраль представляла собой выдающееся гидротехническое сооружение, созданное на целый век раньше Панамского канала. К моменту пуска на системе было возведено 30 деревянных шлюзов Время следования судов от Петербурга до Рыбинска равнялось 110 суткам.
Реконструированная в 1959-1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В.И. Ленина.

Picture background