22 Май в истории

20 мая 1777 г. - день основания Екатеринослава (Днепропетровска)

Сегодня Днепропетровск отмечает очередную годовщину со дня своего основания на реке Кильчень. В 1776 году по указу императрицы Екатерины II был основан центр Азовской губернии, получивший имя Екатеринослав. Первоначальное положение Екатеринослава (на реке Кильчень) через некоторое время было признано неудачным с географической и климатической точек зрения – частые наводнения, заболоченная местность. И в 1784 году было принято решение о переносе губернского центра к Днепру.

0_119c68_c8caddcc_XXXL.jpg

20 мая 1787 года Екатерина Великая официально основывает новый Екатеринослав. Основание города фактически связано с закладкой первого камня в фундамент Преображенского собора. Дата 20 мая 1787 года считалась официальной датой основания города в Российской империи. В связи с переносом Екатеринослава с реки Кильчень на то место, где город располагается по сей день, у Днепропетровска фактически два официальных «года рождения» - 1776 и 1787. И оба этих года связаны с именем императрицы Екатерины Великой.

20 мая - День основания Екатеринослава (Днепропетровска)


Местоположение центра нового Екатеринослава (на холме) снова оказалось не очень удачным — сказывались трудности с водообеспечением. И городской центр стал постепенно «сползать» на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1747 г., когда на холме над ней поселился казак Лазарь Глоба и основал здесь сад (ныне — парк им. Глобы, в сов. время — им. Чкалова). Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом, сейчас здесь — центр современного Днепропетровска.

Из крупных предприятий была лишь суконная мануфактура, основанная в 1794 году. К 1796 г. в городе насчитывалось лишь 11 каменных домов (в том числе дворец Потёмкина) и 185 деревянных домов, в то время как в соседнем Новом Кайдаке было 239 деревянных домов и мазанок. Население составляло лишь несколько тысяч человек (к 1804 г. — 6 389 человек).
Как известно, в пылу борьбы за «декоммунизацию» нынешние украинские власти приняли решение о переименовании Днепропетровска. Инициативу о переименовании выдвинул Институт исторической памяти Украины. Однако с памятью у этого института явно не всё в порядке, а потому вместо исторического имени Екатеринослав городу присвоили имя реки, на которой он стоит, - Днепр. Решение было принято украинскими нардепами, но далеко не все поддержали такое переименования.

b73486272ac2.jpg
К 1862 году в городе было 315 каменных и 3060 деревянных домов, кроме суконной фабрики, действовали ряд заводиков: кирпичных, чугунолитейного, свечных, мыловаренных, салотопных и кожевенных.
В 1873 году на левый берег (ст. Нижнеднепровск) пришла железнодорожная ветка от Харькова через Синельниково, но только через 11 лет состоялось открытие моста через р. Днепр и вокзала в самом Екатеринославе (на правом берегу Днепра). Железная дорога связала Донбасс (Ясиноватая) с Кривбассом.
Благодаря открытию в районе Кривого Рога железорудных месторождений и угольных — в Донбассе началось бурное промышленное развитие края и его центра. В городе и его окресностях при активном участии французского и немецкого капитала появилось несколько металлургических заводов (успешно действующих по сей день). Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Империи. Город стал расти за счет образования возле заводов рабочих поселков. Население резко выросло — в основном, за счет мигрантов — с 22 816 человек в 1865 г. до 121 216 в 1897 г.
В этом же 1897 г. бельгийские предприниматели запустили в Екатеринославе электрический трамвай — 3-й в Империи после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появляются ряд общественных, культурных и образовательных учреждений.
К концу века население губернского центра состояло на 42 % из русских, на 35 % из евреев, и лишь на 16 % из украинцев.
К 1862 году в городе было 315 каменных и 3060 деревянных домов, кроме суконной фабрики, действовали ряд заводиков: кирпичных, чугунолитейного, свечных, мыловаренных, салотопных и кожевенных.
В 1873 году на левый берег (ст. Нижнеднепровск) пришла железнодорожная ветка от Харькова через Синельниково, но только через 11 лет состоялось открытие моста через р. Днепр и вокзала в самом Екатеринославе (на правом берегу Днепра). Железная дорога связала Донбасс (Ясиноватая) с Кривбассом.
Благодаря открытию в районе Кривого Рога железорудных месторождений и угольных — в Донбассе началось бурное промышленное развитие края и его центра. В городе и его окресностях при активном участии французского и немецкого капитала появилось несколько металлургических заводов (успешно действующих по сей день). Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Империи. Город стал расти за счет образования возле заводов рабочих поселков. Население резко выросло — в основном, за счет мигрантов — с 22 816 человек в 1865 г. до 121 216 в 1897 г.
В этом же 1897 г. бельгийские предприниматели запустили в Екатеринославе электрический трамвай — 3-й в Империи после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появляются ряд общественных, культурных и образовательных учреждений.
К концу века население губернского центра состояло на 42 % из русских, на 35 % из евреев, и лишь на 16 % из украинцев.

Герб Днепропетровска в советский период

105px-Dp_ussr_coat_svg.png

В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население — с 121 тыс.жителей в 1897 г. до 252,5 в 1910 г.
В событиях 1905 г. екатеринославский пролетариат принимал самое активное участие. Здесь начинали свою революционную леятельность И. В. Бабушкин, Г. И. Петровский и др.
В октябре 1918 г. при гетьмане Скоропадском был открыт университет, действующий и поныне.
В ходе гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки (деникинцы, Нестор Махно)
В 1918—1919 годах город предлагалось называть Сичеславом. В 1926 переименован в Днепропетровск — за счёт расположения на реке Днепр (укр. название Дніпро) и в честь одного из деятелей коммунистического движения Григория Петровского (прижизненно).
25 августа 1941 г. город был оккупирован германскими войсками и позже попал в состав рейхскомиссариата Украина.
Освобожден 25 октября 1943 г. войсками 3 Украинского Фронта в ходе Днепропетровской операции.
После войны город был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных и научных центров СССР. Уже в 1945 г. практически все эвакуированные на Восток заводы возобновили выпуск продукции. Кроме расширения и модернизации дореволюционных и довоенных предприятий здесь появились такие объекты, как Южный машиностроительный завод (строился с 1944 г.), Днепровский машиностроительный завод, радиозавод (с 1945 г.), Приднепровская ТЭС (1952 г.), завод тяжелых прессов (1953 −1955), шинный завод (1956—1961 гг. — Всесоюзная ударная комсомольская стройка); трикотажная фабрика «Днепрянка», (1969 г.), завод «Полимермаш».
С 1955 г., после восстановления и застройки монументальными зданиями центра города (1948—1957) активно начали застраиваться свободные земли в южных районах Днепропетровска: пр. Кирова (верх), ул. Днепропетровская (ныне — Героев Сталинграда) — 12-й квартал, пр. Гагарина (верх), а также Новомосковское шоссе и ул. Косиора (ныне пр.им. Газеты Правда) — т. н. «хрущевская» застройка. По правому берегу Днепра была построена самая длинная в Европе набережная.
В 1966 г. был сдан автомобильный Мост № 2 — самый длинный мост через Днепр («Новый мост»).
В конце 1960-х — 1970-х в основном были построены новые жилые массивы 9-12-этажной застройки: Красный Камень, Парус, Коммунар, Тополь, Победа (1971—1983 гг.), Сокол, Западный, Северный, Левобережный, Клочко, Солнечный, Юбилейный, район улиц Калиновой, Строителей, Гладкова.
В конце 1970-х −1980-х строились массивы Левобережный-3, Фрунзенский, район Подстанции, начал застраиваться 16-тиэтажными домами верх ул. Рабочей. В это же время в Днепропетровске появился ряд зданий оригинальной архитектуры общественного назначения:

Театр оперы и балета (1974)

P2270079.JPG

Диорама «Битва за Днепр»(1975)

0_611a_fcb55eea_L.jpeg

Летний кинолекторий в парке им. Шевченко (1977)

8e05a1f63ff6931d6cd32436a8d1aab2.jpg

Новый цирк (1980)

Cirk.gif

Указом Президиума ВС СССР от 20 мая 1976 г. Днепропетровск награждён орденом Ленина.

В 1977 году для увеличения численности города Днепропетровска (для начала строительства метро требовалось не менее 1 млн.населения) в состав областного центра были включены пос. Игрень, г. Приднепровск, с. Чапли и др.
До 1987 года — закрытый для иностранцев город, из-за размещения в нём ракетного производства.
К концу 1980-х годов в связи с кризисными явлениями в экономике развитие города постепенно остановилось, продолжалась лишь достройка жилмассивов Тополь-1, Левобережный-3, верха ул. Рабочей. Однако в середине 1990-х сданы в эксплуатацию новый автовокзал и 1-я очередь метро (6 станций, 7,9 км), новый хирургический корпус областной больницы им. Мечникова, проведена реконструкция центрального рынка «Озерка».
За послевоенный период население города более чем удвоилось: с 662 тыс.человек в 1959 г. до 1 млн 203 тыс.человек в 1991 году. После этого население города неуклонно сокращается: как по естественным причинам (сократившаяся рождаемость и возросшая смертность), так и вследствие переселения граждан в страны ближнего (в основном в Россию) и дальнего (Израиль, Германия, США) зарубежья. Значительное количество днепропетровцев находится на заработках в Москве, Тюмени, Италии, Греции, Испании.

Вид на современные небоскрёбы

Dnipropetrovsk2006.jpg

С началом нового века жизнь города начала постепенно оживать после кризиса 1990-х годов. Начали появляться новостройки, новые торговые и торгово-развлекательные центры:

Дафи

dafi_a_888.jpg

Новый мост

1267109400_most-centralnii-dnepropetrovsk.jpg

Материк

25-01-2011.jpg

Вавилон

pict1_big.jpg

В сентябре 2008 г. открыт после капитальной реконструкции под патронатом группы «Приват» стадион «Арена-Днепр» (ранее — стадион и вещевой рынок (в 1990-е)«Металлург»). Теперь стадион соответствует требованиям проведения матчей «Евро-2012». Реконструирована и прилегающая территория.
Вместе с тем, практически исчезли с улиц города автобусы большой вместимости, гораздо меньше стало троллейбусов и трамваев. Основная масса пассажиров перевозится маршрутными такси. Также накопился и ряд других проблем.

С днём рождения, Днепропетровск (Екатеринослав)!